Обереги славян

Славянские обереги (женские и мужские)
24.09.2012
Чистка серебра
24.09.2012
Show all

Обереги славян

Обереги славян

Домашние обереги.

 Когда строили новый дом, клали под углы в качестве оберегов горсть зерна, клочок шерсти, воск, нередко конскую голову. Затем в избе священным местом была матица. Именно тут вырезали “колесо рода“,  то есть коловрат — в форме круга и с шестью лучам, а по сторонам находились идеограммы вспаханного поля. Обычно над дверью помещался очень распространенный оберег – это подкова. Ритуальными полотенцами завешивали Красный угол, на них были вышитые фигуры Макоши, Лели и Лады.

Куклы-обереги. Домашние обереги.

Божье Око

Такая кукла считалась для дома одной из старинных обережных кукол. Крестообразная композиция отражает мысль распространения сил добра. Традиционно «Божье Око» ставят над входной дверью комнату, в дом, нередко над кроватью детей, в общем, в такое место, где хорошо видно человеку входящему. Такое делали недаром, ведь яркий образ такого оберега хорошо притягивает внимание каждого входящего, но если есть нехорошие намерения по отношению к хозяевам дома, то входящий забывает о них.

Птица счастья

«Птица счастья» всегда считалась исключительно хранительницей семейного очага и благополучия. Создавался данный оберег только из дерева (пихта, ель, сибирский кедр). Древесная энергия помогает внести в жилище вместе с оберегом хорошую энергетику. Подобный оберег находился в каждом доме, а размещали обычно его в прихожей под потолком, дабы каждый путник прошел под ним. Делали это умышленно, дабы оберег вобрал все отрицательное в себя, то есть он пропускал все исключительно положительное.

Крупеничка

«Крупеничка» —  это кукла-оберег, создаваемая на достаток и сытость в семье. Первоначальные при посеве зерна горстки брали из мешочка, который шили по образу куколки. В ней зерно было символом обережной силы Земли. Далее после уборочной страды эту куколку снова наполняли лучшим зерном с нового урожая. Затем наряжали, берегли в красном углу. Люди верили, что при таких условиях следующий год станет сытым и появится достаток в семье. Во времена голодания из куколки брали крупу, затем варили кашу. Люди верили, что такая каша передаст силы Матери Земли. Путники, вошедшие в избу, могли определить по куколке, насколько сытно семья живёт . Коль куколка худа была, то и в доме беда. В конце XIX века от данного обряда истоки были частично утрачены, возможно, искажены. Такой мешочек принялись зашивать наглухо. Для наполнения применяли пшено, горох, многие другие сельскохозяйственные культуры. Поэтому зародились и другие названия Крупенички: Горошинка, Зерновушка.

Десятиручка

«Десятиручка» — некая многорукая кукла, которую помещали в доме на видное место, где в работе время проводит женщина. Данная кукла девушкам и женщинам помогала в различных делах по дому, в частности и в рукоделии.

Колокольчик

«Колокольчик» – это кукла, которая считается оберегом для людского  хорошего настроения. Коли в доме находился подобный оберег, тогда там царят радость и веселье всегда.

День и ночь

Особые куклы-обереги жилища – это «День и ночь», то есть кукла смены ночи и дня, порядка в жилище. Вперёд днём выставляют светлую куклу, но к вечеру ее сменяет тёмная. Куколка «День» всегда оберегает день, дабы тот прошёл не зря, а «Ночь» — смотрит, дабы все легли спать, угомонились.

Кубышка-травница

Такая кукла «Кубышка-травница» создавалась для оберегания от болезней домашних. Дабы воздух был в избе здоровый и чистый, наполняли эту куклу лекарственными травами, подвешивали в конкретных местах, где застаивался обычно воздух. Подобная кукла-оберег дольше пары лет не «жила», потому что приблизительно через данный срок необходимо поменять траву-наполнитель, дабы оберег смог действовать.

Куклы Лихоманки

Именно куклы-лихоманки из дома выманивали болезни и беду. Обычно их было 13.  Делали это потому, что ровно столько существовало сестер-трясовиц: Аввареуша, Кумоха, Глазея, Желтея, Глухея, Каркуша, Немея, Ледея, Огнея, Пухлея, Отпея, Трясея и Храпуша. По приказу Кумохи, самой старшей сестры, лихоманки нападают на расслабившегося человека, не дают тому продыху — трясут, ломают, бросают в жар, в холод. В избы проникают они сквозь печные трубы по вечерам, как и иные нечисти, лихая сила. Вследствие этого кукол-лихоманок ставили за печкой. Создавали подобных кукол с заговором: ворожея по ходу всего процесса вязания этой куклы не должна сбиться с ритма, никогда не прерывать заговора, а на последнем слове на кукле завязать последний узелок. Люди верили, что, увидев такую куклу, себя узнает сестрица-трясовица и войдет в куклу, а не в человека. Кукла-лихоманка выманивала беду из дома, сгорая на костре.

«Домовушки». Домашние обереги.

«Домовушки»  — это обереги, которые создавали традиционно в целях защиты дома, еще для задабривания домового. Самим оберегом был именно веник. Вешали его у входа на самом видном месте. Коли данный оберег снаружи дома размещается, тогда он помещался  ручкой вниз, таким образом, он мог от дома отгонять нечисть. А вот внутри дома оберег размещали исключительно ручкой вверх. Обычно веник-оберег украшался оригинальным образом. Чем аккуратнее и красивее был веник, тем больше могущества он имел. Коли в доме появлялись серьезные неприятности, сразу меняли веник-оберег на новый, говоря, что тот в себя вобрал весь негатив. При этом старый веник на перекрестке дорог закапывали так, дабы земля в себя приняла все бед, они не перешли к какому-нибудь человеку. Еще веник бросали человеку вслед, который отличался дурным взглядом. Прислоняли обрядовый веник к колыбели младенца, больного обметали, дорогу расчищали жениху и невесте. Данный предмет применяли в обрядах для хорошего урожая, высокого подъема теста, для сбивания масла и много другого. Помимо «домовушек»-веников создавались еще косы и венки, тоже украшаемые. Их размещали чаще всего на кухне.

Наружные обереги, символы. Домашние обереги.

 Флюгеры. С самого начала на домах флюгеры были не обычным украшением, а оберегом, который мог защитить дом от различного рода напастей. Наиболее часто статуэтка флюгера создавалась из дерева в форме коня либо петуха.

 Ставни, наличники. Еще древние славяне верили, что у каждого дома имеются «уязвимые места» — типичные проемы, в которые проникнуть могут темные силы или нечисть. Именно желание закрыть щели, возникающие неизбежно в доме между бревенчатой стеной, рамой окна, позволило сделать наличники, которые и украшают сам дом, и считаются некой границей с внешним миром. Именно наличники — естественное украшение дома и первый оберег. В силу этого наличники окон, ставни расписывали обереговой резьбой. Подобная резьба не просто служила украшением, также являлась оберегом за счет помещенных символов. Стандартно орнамент резьбы имел такие мотивы, как: антропоморфный, зооморфный, геометрический или растительный. Наиболее часто для защиты применяли разнообразные солярные символы. Помещаемый в проемах символ солнца обязан был охранять жилище от нечисти, приходящей ночью.

 Солярные знаки располагались на крышах из, на наличниках, причем не только в форме символьного воплощения, то есть флюгера в виде коня, но и в реальном изображении солнца либо символа. Нередко на фасаде избы изображалось небо, ход солнца – по утру, в полдень, вечером. Также на центральном полотенце часто наносят громовой знак (разделенный на шесть секторов круг) – настоящий символ Рода либо Перуна, оберегавший дом от молнии, которая может попасть в него. Около  символа солнца практически всегда славяне размещали символ земли либо засеянного поля, который обозначал единство земного и небесного, явного. Символизируют мир яви изображения растений, птиц, богинь, которые переплетаются с фантастическими созданиями. Русалки-берегини охраняют жилище от нави и упырей. Нередко такие изображения расположены на наличниках окон, либо на входе в дом. Рисунки оберегающих в доме мир Лады либо Мокоши находятся обычно на резных наличниках (изображаются они с вверх поднятыми руками, будто просящими у верховных богов защиты). Их же размещают на хозяйственных постройках (тут изображаются они с опущенными руками, будто обращаются к сырой матери земле, преподносящей урожай).

Обереги подвесные и нательные.

 Узлы и наузы. Обереги подвески.

 Узел считается одним из первых древних оберегов. Ко всему прочему, это достаточно несложный по изготовлению оберег. По рассказам, разнообразные узлы вбирают различное действие, а развязывание и завязывание узлов злыми или добрыми людьми ведет к противоположным итогам. Только на одном все легенды, свидетельства и поверья сходятся — в узлах данная немалая сила заключена, а если пользоваться ей правильно и по определенным законам, тогда можно от зла спастись, добро сотворить себе и другим.

 На Руси известны специальные узлы, которые называли «наузы». Как и обереги, наузы способны дать волшебную силу, спасти от несчастий, вылечить человека. Для большей силы оберега можно над ним зачитать наговор либо заклинание. Существуют поверья, что от славянских древних наузов произошли именно христианские ладанки.

 Наузом считается не просто узел, который завязан на шнурке либо нити, но также и  привески, науз которыми дополняется. Привесками наиболее часто были лекарственные коренья и травы,  камни и фигурки из металлов. Ингредиенты привесок имелась возможность комбинировать, дабы достичь наивысшего эффекта.

 Одним из самых простых наузов считался соляр, то есть круг, символизирующий Солнце. Узлы-соляры сразу и спасали от нечистой силы, и оберегали от врага. Похожи они внешне на венки (венец), только с лучиками-петельками. В основном вязался узел-оберег в 3 нити, но посмотрев на него, нельзя практически понять, как же он создан.

Женские обереги-подвески.

 Не столь много носили мужчины оберегов, сколько женщины, как продолжательницам рода которым нужна была наивысшая защита. Немало «украшений» спасали звоном либо шумом, друг о друга стукаясь: при ходьбе они позванивали, тем самым отгоняли злую силу. Одним из атрибутов защитной женской магии считались подвески-обереги, прикреплялись которые к бляхе на цепочках, бляза нередко сделана в виде двух или одного солнечных коньков либо утко-коня. Именно утка — это обозначение Рода — нашего создателя Земли, затемКонек — это один из могущественных оберегов у славян, символ счастья и добра. Подобные подвески прикрепляли на поясе, как ожерелье на шее, либо у  плеча, иногда соединяли с головным убором. Только девушки не использовали головных уборов, зато на замену использовалась лента-очелье, созданная из тончайшего металла, именно к ней тоже прикрепляться могли подвески. Подвески, прикрепляемые к головному убору, именовались ряснами — некие вертикальные полосы, спускающиеся с кокошника вниз (либо до груди, либо до пояса). Нередко металлические рясны отображали птиц, но в бисерные рясны заплетали «пушки», созданные из лебяжьего либо гусиного пуха. Собирались рясны из десяти бляшек, на которых изображался узор таким образом, чтобы мог он прочитаться лишь в вертикальном положении, поэтому рясны надеть подобно ожерелью было невозможно: символы просто оставались без опоры. На некоторых лентах-ряснах отображали крохотные росточки, на иных — было опыление растений либо крест. Одни рясны имели выпуклость на всех бляшках, что создавало впечатление, будто с головы стекали дождевые струи.

 Еще одним предметом защиты стал женский гребень. Применяли гребни  для магических домашних обрядов: нередко заболевшему расчесывали волосы в целях излечение, а потом закидывали на неделю его на священное дерево. Такие магические гребни чаще всего выглядели семилучевыми, так как семь считается магическим и священным числом, предоставляющим спасение от болезней, также просто старости либо дурного глаза. Достаточно часто в подвески вплетали маленькие ложечки — это символика богатства, достатка в жилище.

 Во многие подвесочные комплексы включались разные маленькие копии разноплановых предметов: ножей, ключей, топориков, ложечек. Женские украшения-обереги нередко создавали из желтых мягких металлов: если был достаток, тогда из золота, в бедных семьях делали из меди. Для спасения от нечистой силы часто применяли серебро. Этот металл называли благородным, уничтожающим упырей. Присоединялись колты к своим головным уборам— особые височные кольца , которые имели округлую или спиралевидную форму. Опираясь на свой достаток, в семье женщины одевали одно или пару височных колец, которые были украшены обережными символами.

 Очень часто сзади к головному убору вешали еще серебряную или золотую сетку, закрывающую плечи и спину – это священный оберег  от порчи, а также от сглаза. Помимо колтов одевались еще ожерелья — специальные шейные, грудные гривны, усыпанные шумящими подвесками, и лунницами. Лунницы (прямое происхождение от слова «Луна») обязаны защищать женщину от ночных злых духов, еще от навьей силы, они посвящались ночному светилу, под названием Луна. Данный оберег носили исключительно женщины, так как Луна это лишь женская планета, а женщины наиболее восприимчивы к разным появлениям потусторонних сил, в отличии от мужчин, а сильнее всего к влиянию Луны.

 Однако лунницы создавали только из серебра (лунного металла), делали их круглыми, нередко рогатыми (подобно месяцу), добавляли в число обережного ожерелья. На ожерельях подвески создавали круглыми из золотистого металла, обрамленные орнаментом, а между частями ожерелья из металла проходят ряды бусин из природных красивых камней либо стекла. Позже стали подвески изготавливать из монет (мониста). Только богатые женщины могли носить ожерелья, сделанные по технике перегородчатой эмали. Нередко обереги вешали на грудь, словно у сердца, либо вообще на пояс.

Обереги мужские.

 И мужчины позволяли носить себе обереги, только мужские были значительно проще. Часто  это  типичные фибулы, то есть специальные застежки у плащей, богато разукрашенные символами для защиты. Нередко на фибулах размещались солярные знаки. Одни нательные обереги изготавливались в виде бляшек, с изображениями восьмиконечного креста, с обычным крестом, иногда с ромбиками, свастикой,  с изображением зверей, птиц, рыб.  Собственно, мужчины ровно также носили подвески с уточкой либо одним-двумя коньками, охранявшими их, с мечами, ножами, кинжалами — символами победы в сражении.

 Обереги-браслеты.

 Мужчины и женщины носили обереги-браслеты. В древней Руси их создавали из разнообразных металлов, стекла, кости, крученой проволоки, затем украшали ромбами или солярными знаками. Наиболее богатые люди позволяли себе носить створчатые браслеты с замысловатыми, отображающими какие-нибудь сцены. Женщины подобными орнаментальными рядами скрепляли браслетами широкие длинные рукава. Одевали браслеты не просто для удобства, а потому что говорили, что сквозь створы широких рукавов попадает навья сила, вызывает болезни. Данные  браслеты словно «запечатывали» доступ для нехороших темных сил. На пальцы одевали перстни. Нередко это связано было и со свадебными обрядами. Изображали на перстнях типичный знак креста либо солярные символы.

 Подвески-обереги и их значения.

 Фигурка птицы делалась из дерева, железа, серебра. Она символизировала и семейный очаг, и способствовала счастью и спокойствию дома. Всегда оберегала своего хозяина все семейство, как птица опекает гнездо. Нередко была птица стилизована под крестообразную фигуру, то есть ей добавлялись свойства креста. Но если изображение голубя, то это говорило о символике супружеской верности, некой преданности возлюбленной, возлюбленному.

Символ мужества, также  воинской доблести, сильный оберег в походе, сражении — фигурка хищной птицы,           чаще всего сокола либо орла. Делалась из железа, серебра и дерева.

Рыбы – это распространенный в тех местах оберег, где промысел рыбы имеет довольно крупное значение. Это символика достатка, удачи. Некоторые ученые говорят, что иногда он заменял символ птицы. Изготавливался из кости, металлов.

 Ключ – это символ достатка и богатства, помогает своему хозяину добиваться материального процветания. Он же «запирал» для злых сил двери дома. Создавался из железа и бронзы.

 Ложка — это символ, который служила символом людского благополучия, сытости. Хозяину ложки не стоило опасаться голода, в частности, если ложечка вырезана из лосиных, нередко оленьих рогов. В обрядах знахарей с таких ложек поили водой «с уголька»,    «живой водой». Делали ее из металлов, дерева, рогов, кости.

 Зуб, челюсть, коготь зверя — произошли от амулетов, украшений еще первобытных охотников. Отпугивает невидимых и видимых неприятелей. Показывает доблесть воина-охотника. Придает ловкость охотнику, силу и хитрость побежденного зверя. Чаще всего были только натуральными, на охоте добытыми воинами или просто купленными, но иногда их вытачивали только из кости, рога, даже существовали металлические клыки.

 Гребешок – данный символ напрямую связан был с магией волос, поэтому  препятствовал и потере волос хозяином, также предотвращал злое колдовство, порчу и сглаз по волосам, а создавался из кости или дерева.

 Знак Солнца – это символ, приносящий удачу своему обладателю, передавал часть ему солнечной энергии, пугал любое зло. Создавался из металлов, костей, очень часто знаки солнца были из дерева, где нанесены контуры человеческой кровью.

 Топорики – они были символами молнии, привлекали благосклонность самого Перуна. Им же причисляли семейный быт — расчистка земли себе под пашню, постройки дома. Считался семейным и домашним оберегом. Естественно, делали их из металла, а вот топорище — из дерева.

 Ножички в ножнах – это символика, которая применялась в знахарских ритуалах, отпугивала нечисть. Чаще всего изготавливались из кости.

 Уменьшенные копии оружия     делались из металла. Повышали навыки по владению выбранным оружием, добавляли удачи в поединке.

Серпы — сулили огромный урожай, весьма были важны именно для земледельца. Создавались из железа либо бронзы.

 Крест – это символ четырех сторон света. У славян зародился задолго до появления христианства.

Символ защиты со всех сторон, нередко давал Божественную силу, приходящую к человеку. Делались из металлов и дерева.

 Рыси – это крупнейший хищник, который был из кошачьих в Древней Руси, это был символ настоящей доблести, который защищал от вражеских захватчиков. Делался из металлов.

 Подковки – это символика удачи и счастья, которая представляла собой маленькую копию оригинальной подковы. Создавались из железа, а гвозди старались делать из серебра.

 Коньки, уткокони – это настоящая конская символика, отражающая добро. По поверьям славян, именно уткокони перевозили ночью бога солнца через море, которое располагалось  на обратной стороне земли  . изготавливались из металлов.

Комментарии закрыты.